Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
00:58 

Желание свернуться клубочком и ничего не делать или за что мы в ответе?

pilar
мы же с вами - офигеть, кто! Антропологи!
В последнее время я часто думаю о том, как возникает чувство сопричастности и отвественности. Где проходит граница между "это меня не касается" и "это мой дом (район, страна, область, команда)".И если это "мое", то насколько мы обладаем информацией, с одной стороны, и правом, с другой, что-то делать. Например, если человек - "мой" друг, то это всего лишь значит, что он может быть таким, каким захочет, а я все это буду принимать и понимать. Однако, отношения с "моей" страной немного другие, так как страна не мыслится чем-то самостоятельным, а наоборот, зависящим от каждого, кто считает ее своей. Однако, опять же, здесь уже другая проблема - если у меня есть представление о том, что хорошо и плохо, и я хочу это распространить на то, что считаю своим, скорее всего, найдется еще миллион людей, у которых есть свое представлени о хорошем и плохом, и они его тоже хотят распространить на то, что считают своим. И, когда "свое" совпадает, а представлени о судьбе этого своего нет - это проблема. Можно бороться за свое представление, но меня всегда беспокоит, что мои мысли, идеи - это, по сути, просто один из вариантов. Откуда у меня право считать, что мой неравнодушный взгляд на "мое" - правильный, да еще правильный настолько, что я могу им не одна в тишине наслаждаться, а распространить среди других. Даже на уровне "моей" квартиры с этим могут возникнуть проблемы, а уж на уровне подъезда, района, города или страны ...Здесь позиция сопричастности и отвественности сталкивается с очень "нехорошим" желанием ни во что не в мешиваться. Фраза "это меня не касается" или " у меня недостаточно информации, чтобы делать выводы" - очень хорошее моральное оправдание неучастия. Причем часто именно не нежелания участвовать, а боязни - по тем или иным причинам - участвовать. Наверное, это "слабая" позиция. Те, кто что-то делают, вызывают часто больше симпатий, чем те, кто спокойно и планомерно объясняют, почему они чего-то не делают. При этом "слабая" - значит открытая для нападок, но не значит - неверная или плохая, на мой взгляд.
Все это - очень актуально. Для меня, для ситуации вокруг. Время, когда социальный активизим рассматривается как конструктивный просто по факту наличия активизма, но не по факту наличия аргументированной позиции или стратегии, постоянно заставляет меня думать о том, насколько важно и "действенно" действие и бездействие. Ханна Аренд с своей "коллективной виной" тоже не дает мне спокойно спать, вопрошая, насколько виноваты те, кто наблюдает за тем, как действуют другие. В какой момент то, что происходит в стране, которую я считаю своей, касается меня, а в какой - нет?
В этих вопросах для меня есть один важный показатель: чувства, которые ты испытываешь, когда действует кто-то, на кого ты распространяешь слово "мой", а, значит, и чувство взаимной отвественности. И здесь самое простое - это стыд. Мне кажется, это очень "четкое" чувство: стыдишь ли ты "других" или стыдишься за тех, кого считаешь "своими" и частью кого, считаешь себя сам. Пример, как и собственно желание написать все это именно сегодня - далекий от области политики, но близкий для меня. Зенитовский фанаты. Я не являюсь частью виража, я никогда за 10 лет посещения стадионов не жгла фаеров и не кидалась ничем в людей и футболистов, но мне бесконечно стыдно в такие дни, как сегодня. Стыдно за себя, как за часть очень большой и неоднородной, но тем не менее ясно выделяемой группы зенитовский болельщиков. И фраза "это меня не касается" здесь не срабатывает, хотя формально - это меня не касается, я не делала ничего, чего надо стыдиться. И это чувство очень много говорит мне о том, что имеет для меня значение, и где проходят границы отвественности.
"Стыд" - это опять же в какой-то степени отсылка и к Арендт, и к Бауману, к моральной оценке действия, которую мы должны совершать. Стыд в большей степени, чем гордость предполагает рефлексию, поэтому когда я пытаюсь понять, кто я и с кем я, я спрашиваю себя, а за что мне в этой ситуации стыдно? Мне как болельщику Зенита, мне как преподавателю, мне как гражданину своей страны, мне как человеку.

@темы: футбол, мысли о людях и мире вокруг нас, антропология, Бауман, Арендт, эгоцентричное

URL
Комментарии
2014-05-12 в 01:40 

Котопакси из Токелау
Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Хорошо написала. Есть о чем подумать.

2014-05-12 в 06:12 

DaidreNord
Если что, я в каске
pilar, спасибо, я вчера тоже матч смотрела...
И в своих чувствах не разобралась пока.
Единственный вопрос: ''Где полиция? Почему ее вообще нет?''

2014-05-12 в 12:28 

pilar
мы же с вами - офигеть, кто! Антропологи!
Котопакси из Токелау,
спасибо)

DaidreNord,
если я правильно понимаю, с прошлого сезона было принято решение о том, что полиции не должно быть на стадионе, только стюарты. www.gazeta.ru/sport/rfc/2012/05/a_4592217.shtml

URL
2014-05-12 в 12:33 

DaidreNord
Если что, я в каске
pilar, ой мамочки...

2014-05-14 в 01:35 

Lasto4ka13
Can't you see...All love's luxuries...Are here for you and me...
Мне вот стыдно за лицо страны перед внешним миром. И стыдно, что хотя оно такое весьма убогое, это все, на что большая часть этой страны, включая меня (так как через десятые руки, но в моей зарплате тоже есть Олимпийские деньги) работает. А внутри нее все, мягко говоря, тоже не айс. Как-то может занялись бы своим внутренним обустройством, может и люди стали бы у нас несколько другие и внешнее лицо наше получшало бы. А у нас по всем фронтам хрень выходит... Так что не знаю, что там с Зенитом, но, видимо, в стране в целом аналогичная фигня творится) Очень уж социально-политический у тебя вышел пост) Знаю, я сумбурна)

   

домик для мыслей

главная