Что важно в стихотворении:

1)Ритм

По-моему, ритм даже важнее рифмы. Да, я знаю, что есть люди, которые пишут определенный набор слов без ритма и называют это стихом...НЕ знаю. Ни в кой мере не претендую на истину, просто стихотворение без ритма – мертво. Ритм – это волны, на которых ты качаешься, следя за развитием сюжета. От слова к слову, от строки к строке. Ритм - это существенная часть понимания смысла стихотворения. Быстро, медленно, нараспев, с переходом на следующую строку...Ритм - это чудоЛично меня он может затягивать даже больше смысла. Иногда ловлю себя на мысли, что прочитала стихотворение и не поняла вообще о чем оно, но понравилось) Ритм меня просто завораживает!

2)Смысл

Тут сложнее. Ритм - он либо есть, либо его нет. А вот определиться со смыслом бывает очень сложно Особенно, когда он есть))) Ну, то есть иногда просто очень сложно понять, что хотел сказать автор.

Без смысла стихотворение существовать не может. Рифмованные строки без смысла - это графомания. Сразу скажу, что, наверное, этого избежать очень сложно. Если брать, например, меня, то иногда что-то такое находить, что невозможно не писать. Называйте это как хотите - музой, вдохновением, сумасшествием...не важно. просто я сажусь и начинаю придумывать рифмы. Они могут касаться стола, стула, чайной ложки, собаки...Хм, вот недавно меня пробрало на опус о конях на Аничковом мосте)) Я исписала 4 страницы блокнота в обращении к этому коню))) Потом посидела 5 минут и приписала снизу -"БРЕД"))))))

В общем в таком писании без смысла нет ничего особо ужасного. Самое главное не показывать такие ваши труду никому. А то потом стыдно будет и неприятно) Они только для себя. Проба пера, поиски рифм, какие-то другие находки. В общем - черновики.

Что я подразумеваю по словом смысл? Это мысль или настроение. Мысль - то, что я знаю или думаю по какому-либо поводу и хочу поделиться этим знанием с другими. То есть в большинстве своих стихотворений я могу сказать, что я хотела сказать (сорри за тавтологию. С настроением немного сложнее лично для меня. Мне с мыслью работать легче, но иногда и от настроения что-то получается.

Таким образом, любое стихотворение должно нести в себе либо мысль, либо настроение. И желательно не распыляться - не пытаться уложить в 16 строчек всю гамму чувств или 16 различных мыслей о политике, собаке и велосипеде

3)Эмпиричность стихотворения

Это опять же очень глубокое имхо. Я не могу писать о том, чего не пережила или не передумала. Или не так даже. Могу, но результат мне не нравиться, эти стихотворения - не живые, несмотря на интересные рифмы и образы, все равно создается ощущение штампа. Стихотворение получается вторичным - копией чьих-то переживаний. Поэтому я предпочитаю писать только о том, о чем я думаю или что меня тревожит. Потому что это мое. Я это понимаю, разбираю достаточно глубоко и могу объяснять другим различными способами. Если ты не любил - писать о любви можно только по чужим рассказам, да мексиканским сериалам, разве нет? Я знаю пишущих людей, которые придерживаются другого мнения, но ... мое таково)

4)Рифма

Наконец-то добралась до нее))) Интересно кто-нибудь дочитал до этого место или все уже убежали? Если дочитали - сообщите, мне будет приятно, что моя графомания не пропала даром)))))))))))

Итак, рифма. Я не являюсь большой поклонницей белых стихов, хотя честно замечу, что отсутствие рифмы совсем не портит стих. Но коли уж я пишу с рифмой, то и говорить буду о ее присутствие.

Глагольная рифма всегда считается нехорошим способом выхода из положение. Типа, кто не умеет писать использует глагольную рифму. В принципе можно поспорить, но не буду. Стереотипы слишком сильны, чтобы с ними бороться, поэтому соглашусь - глагольная рифма - это не интересно. Если я вдруг вижу у себя такое - сразу списываю это на лень. Значит не потрудилась придумать лучше.

Далее, что лично я считаю очень важным. Каждое слово вызывает у человека определенные ассоциации, чувство, создает настроение. Конечно, это все индивидуально. Но при этом, по моему мнению, существует большое количество слов, вызывающих, ну что ли похожие чувства у многих. Таким образом, формируются некоторые слова, которые вызываю чувство - штамп. Именно поэтому очень важно искать свои рифмы и образы! Не надо рифмовать "слезы" и "морозы", "печаль" и "даль", "ночь" и "прочь", "он" и "перрон" и т.д. Все это приводит к тому, что у человека создается при прочтении стиха уже заданные стереотипами образы-чувства-настроения. Надо пробовать искать что-то свое. Это не значит выдумывать новые слова. Просто найти новые образы, которые могут передать все то же банальное чувство печали))) или радости!

Как это делать? У меня получается двумя путями. Один – простой перебор всех слов в алфавитном порядке, рифмующимся с первым. Во время такого механического подбора важно не забыть про смысл, то есть выбранное слово должно подходить по смыслу стихотворению. Хотя всегда можно дать строку на откуп – то есть написать о чем-то не имеющем прямого отношения к теме, но поддерживающее настроение стихотворения.

Я так часто делаю)) Например:



Кто-то зарешетил небо

И забил окно фанерой.

Во дворе лепили бабу –

Нос морковкой, звать Валерой.



Небо синее сквозь прутья,

А окно забили плохо:

Если сесть на подоконник,

В щели видно снега крохи.



Эти два четверостишия вообще кажутся абсурдом без продолжения, но сейчас это не очень важно. Просто 3, 4 строка и 7,8 – не несут никакой смысловой нагрузки. Они просто – настроение и рифма. Не более))

Другой способ поиска рифм не так банален и автоматичен. Это вдохновение Честно. Иногда стихотворение ведь пишется само. Можно сразу придумать четверостишие, а потом и не поймешь, откуда взялась это строка и к чему она в результате приведет. Этот способ непредсказуемый и неожидаемый, зато веселый и творческий))))

А еще я подумала, что в отношении рифмы, я человек консервативный – люблю перекрестную и свято ей следую…Надо будет потом поэкспериментировать.)))))))

5) Название

Знаете, вещь тоже не банальная. Конечно, название важно только если вы кому-то показывается ваше детище, но другие случаи я и не беру. Я вот, когда выбираю из списка стихов, что бы мне такого почитать, всегда ориентируюсь на интересные названия. Очень важно уметь в одном-двух словах сказать что-то, что бы привлекло. Я вот, к сожалению, не умею(

6) и последнее) Что важно, что неважно.

Я писала выше, что некоторые строки можно отдать под откуп на растерзание рифме. Но если так делать, то не с любой строкой. В принципе я придерживаюсь мнения, что можно поскупиться общим смыслом либо в 3, либо в 4 строке (либо и там, и там))) Но не более 2 бессмысленных строк на одно четверостишие. Правда это мое правило не распространяется на последнюю строку последнего четверостишия. Она должна быть великолепной и очень даже смысловой)))

Итак, по-моему, особо важными являются первая, вторая и последняя строка. Это не значит, что во всех остальных можно писать о чем угодно, просто первые две строки должные заинтересовать и увлечь, а последняя должна не подкачать. На первой строке лежат 2 функции – эстетическую и смысловую, то есть первая строка должна быть красивой с точки зрения образов и слов и передавать то, о чем я, собственно говоря, собираюсь далее говорить. Вторая строка выполняет у меня чисто эстетическую функцию – она должна быть красивой и создавать фон, на котором мысль развивается дальше. Ну, а последняя строка – это точка, или восклицательный знак, или вопрос, или многоточие. Но что-то должно быть обязательно. Меня очень расстраивает, когда финал оказывается уровнем ниже всего стихотворения. Обидно.

Вот это то, чем стараюсь руководствоваться я при написании стихотворения.

Все. Связь закончил))

Ps не ругайте за ошибки, все, что увидела, исправила)