"Преподавание как исследование
Я развожу профессии социолога и преподавателя социологии как две разные профессии, имеющие точку пересечения в виде общего набора категорий и объяснительных моделей. Аналогично разводятся как две разные профессии – философ и преподаватель философии. Социолог – это тот, кто производит социологическое знание. Чтобы преподавать социологию, даже отлично преподавать, совершенно не обязательно быть социологом. И чтобы быть социологом, не обязательно быть преподавателем. Большинство вузовских преподавателей этой дисциплины никогда или почти никогда не делали исследований. Но это и не обязательно. Для преподавателя главное – умение довести до студентов знание. Свое или чужое – не так уж и важно. Хотя только исследователь, может воспитать исследователей. Однако абсолютное большинство выпускников соцфаков уходят в сферы, где от них не ожидается умение проводить исследования, поэтому очень ограниченное число преподавателей-социологов – не такая уж и большая беда. Они должны быть, но далеко не обязательно всем быть исследователями.
Преподавать, пересказывая чужие, пусть даже и самые умные книги, для меня скука смертная. В этом смысле я очень плохой преподаватель, который в идеальном варианте должен быть готов отлично вести любой курс, который ему поручили. Для меня это просто жертвоприношение во имя куска хлеба. Мне же легче уменьшить свой кусок хлеба, чем сжигать свою жизнь, принося ее в жертву желудку. Я скептически отношусь к жизни как бесконечной серии героических поступков принесения себя в жертву. Такие поступки возможны лишь как исключения. Когда они превращаются в правило, это явный признак, что либо система никуда не годится, либо человек попал не на свое место. Жизнь должна быть радостной и интересной, иначе в ней нет смысла. И повседневный герой отравляет жизнь окружающим, показывая им, как жернова судьбы медленно и жестоко перемалывают его тело и душу, превращая в сырье для системы. И мы регулярно видим вокруг себя этих героев: родителей, нарожавших детей и, кляня судьбу, несущих свой крест, учителей, врачей, которые проклинают себя за выбор низко оплачиваемой профессии и власти, которые их не ценят.... Список может быть бесконечным.
Преподавателю особенно противопоказано быть героем-мучеником. Лишь счастливый и увлеченный человек способен заряжать желанием жить этой профессией и других. Герои же в этой работе вызывают слезу сочувствия и стремление избежать их участи. Вместо воспитания смены они оставляют позади себя пустоту. Мне не раз приходилось слышать от школьников и студентов такие слова: «Быть таким, как наш преподаватель? Никогда!» При одной мысли, что я вызываю такую же реакцию у своих студентов, появляется предположение о бессмысленности своего существования.
Осознав это в результате довольно длительных исканий своего места в жизни, я начал придумывать, как преподавание превратить в исследование, а студентов – в преподавателей, учащих меня жизни. Мне удалось уйти от всех курсов, в рамках которых студенты не могут дать мне ничего полезного (так, я ранее читал бесполезные для меня курсы по истории, по социологии организаций и т.п.) и выбрать те, где занятия превращаются во взаимообогащающее общение: я даю студентам стимулы для осмысления их собственного опыта, а они делятся со мной своими знаниями. В качестве адекватных курсов для решения таких задач для меня лично оказались «Поведение потребителей», «Социология потребления», «Социология повседневности», «Качественные методы полевого исследования», «Визуальные методы исследования повседневной культуры», «Социальное неравенство» ( с фокусом на микроуровень). Преподавание здесь – лишь часть процесса. Суть же его – инструктаж: как делать исследование. И я рассматриваю своих студентов как соисследователей, от которых я узнаю не меньше, а возможно и больше, чем они от меня. Не все, но многие студенты для меня – интересные, часто захватывающие книги. В существенной мере благодаря сотрудничеству со своими студентами и слушателями я написал книгу «Быт и бытие молодежи мегаполиса». Периодически появляются статьи, написанные мною вместе со студентами.
Отсюда и определение преподавания. Чаще всего я не считаю это работой. Я прихожу на занятия пообщаться с интересными людьми. Разумеется, не всегда и не со всеми это получается. Тогда возникает риск превращения преподавания в труд в поте лица. За это я виню себя: не смог увлечь, не смог понять. Возникает ощущение, что занимаешься не своим делом. Но слава богу, что пока, как правило, есть ядро, которое учит меня. Очень часто дополнением к обычным занятиям использую глубинные интервью (обычно с бывшими моими студентами) или в порядке методического инструктажа – с нынешними. Для меня это отличная возможность взглянуть на мир с колокольни иного поколения, иного социального статуса, а не из-за преподавательской кафедры.
Конечно, есть студенты, у которых аллергия от слова «социология». Я их понимаю и не осуждаю: все мы время от времени заходим не в те двери. Им тоже не повезло. Я не пытаюсь их заставлять делать то, что они ненавидят делать. Мое глубокое убеждение, что принуждение к учебе порождает только отвращение к предмету. И мне кажется абсурдным тратить свою жизнь на то, чтобы кто-то сдал мой курс, возненавидев мой предмет и зарекшись в будущем брать соответствующие книги в руки. Поэтому у меня очень легко получить тройку, но очень трудно – пятерку.
Я не думаю, что мой опыт достоин подражания. Каждый выбирает жизнь под себя. И то, что отлично для одного, смертельно для другого. Смысл моих рассуждений прост: возможен и такой вариант преподавательской работы."
www.irk-center.ru/?doc=200