Обсуждали со студентами части из книги Е. Деминцевой "Быть "арабом" во Франции". Это книга очень привлекает меня не столько самим авторским анализом, который, на мой взгляд не очень полный, а материалом, который при желании можно и самостоятельно анализировать дальше. Кроме того, при всей своей простоте изложения, очень хорошо показана одна из основным проблем восприятия: увидеть иное не через свое. Попытаться посмотреть на основы иной культуры не осуждающее, просто потому что они не вписываются в наши представления о хорошем-плохом, правильном-неправильном. С одной стороны, это тема писанная-переписанная, а, с другой стороны, все равно в обсуждении то тут, то там рождается привычный разговор о неравноправии, насилии, неравенстве, дикости. Может, я неправа, но для меня это как пример колониального дискурса: своими словами и градациями пытаемся оценить то, что в таких терминах самими носителями культуры никогда не описывалось. Хотя я в принципе обладаю, возможно излишней "мягкостью" по отношению ко всему, что для меня неизвестно. Меня абсолютно не тянет оценивать или вписывать в какие-то схемы что-то, корни чего я не знаю. И все, что касается мусульманских стран - сюда. Это пространство для моих рассуждений, но не пространство живого опыта, поэтому я немного боюсь выносить категорические суждения. И, наверное, именно по этому же с сомнением отношусь к тем, кто такие суждения выносит.
Отдельная тема в исследовании - это роль ислама в процессе интеграции-неинтеграции выходцев из стран Магриба во Франции. Точнее, я бы даже это определила как трансформация ислама в государстве светском. Исходя и того что пишет Екатерина Деминцева, можно выделить 3 основных варианта "существования" ислама: ислам как структурообразующий принцип (тот вариант ислама, который "привозится" из дома, когда религия детерминирует все остальные системы общества), ислам как традиция (вариант микс - сохраняется, скорее, обрядовая часть, при этом информанты отмечают, что соблюдают тот или иной обряд "потому что так делали родители") и ислам как религия (это, пожалуй, самый интересный вариант - приверженность исламу, но приверженность заново понятая, то есть ислам не как догма, а как добровольный выбор из ряда равнозначимых вариантов).
Еще много интересных тем там поднято, так что, если интересно - советую
www.ozon.ru/context/detail/id/3767899/