Феномен социокультурного поля



Подходы к объяснению поведения людей:

1. Индивидуалистический: ключ в характеристиках человека – психологических, физиологических, убеждениях, знаниях и т. д.

Такой подход характерен для позитивистских наук (индивид исходная точка, он своим поведением формирует структуры)

2. Структуралистический: ключ в среде, в структуре, которая навязывает свою логику (Маркс)



Дискурс – социальное взаимодействие по поводу определения реальности (то есть обсуждение по поводу того, что представляет из себя реальность, тот или иной предмет)



Например: на стене висит картина. Одни говорит, что это декоративное искусство, второй говорит, что исключительно функциональная вещь – пятно на обоях прикрывает, а третий говорит, что это вообще ворота в другой мир – дискурс. То есть высказывание разных взглядов по поводу мира, который нас окружает

2 уровня дискурса:

вербальный (я говорю, что это произведение искусства)

поведенческий (я отношусь к этому, как к произведению искусства)

пищевой дискурс – съедобно/несъедобно

медицинский – вредно/невредно



Социокультурное поле – это ситуация взаимодействия, порождающая новое надиндивидуальное качество, то есть объясняя поведение людей мы ссылаемся на культуру, нормы общества, правила группы – на величины надиндивидуальные, рожденные самой средой ](культура порождается определенным обществом, не может существовать культуры просто так. Поле носит надиндивидуальный характер.



Теорема Томаса:

Если люди определяют ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям.



Например: по радио передали, что будет дождь – люди взяли зонты. Будет дождь, не будет или будет снегопад – неизвестно, но зонты уже все взяли. Ситуация нереальна – последствия – реальны. Кроме того, сама информация «передали, что будет дождь» - возникла в рамках социокультурного поля. Мы не можем определить точно причину и следствие – нету одной причины, одного источника инфо. Чтобы мы это услышали надо было – чтобы мы были дома, чтобы работал телевизор, чтобы была связь, чтобы комментатор узнал этот прогноз, чтобы его сообщили вовремя, чтобы его передали с метиослужбы на тв и так далее. То есть нет оной причины, по которой люди взяли зонты. Это совокупность причин, рожденным социокультурным полем.



Уровни полей:

- контактное (порождается непосредственно взаимодействием)

- поле макро уровня (взаимодействуют соц. Институты)





Типы полей:

1. поле – группа

- параллельные практики (фермеры одной страны – они работают каждый сам по себе, не пересекаются и не взаимодействуют, но можно говорить об некой фермерской культуре)

- конкурентные практики (бизнес)

- коллективные практики (семья – общие усилия)

2.поле организации (формально сконструированное поле) – фирма



Структура поля:

1)ресурсы (дискурсивный характер – для одного ресурс, для другого нет)

2)культурная программа – ядро дискурса, описывает смысл дискурса

3)социокомммуникативная система (язык в контексте культуры)



Структура культурной программы

1)Объяснительный компонент - почему это происходит

2) ценностный – ради чего

3)нормативный – как это надо делать



Границы поля – это участки пониженного социального взаимодействия



Уровни полей:

глобальное

Национальное

Региональное

Городское

Этнической группы

Профессиональной группы

Поколения

Соц. – возрастной группы

Семья

тусовка



примечания:

1)чем дальше в лес, тем меньше я сама понимаю)))) но если что спрашивай, может отвечу))

2)жирное - мое)