Феномен социокультурного поля
Подходы к объяснению поведения людей:
1. Индивидуалистический: ключ в характеристиках человека – психологических, физиологических, убеждениях, знаниях и т. д.
Такой подход характерен для позитивистских наук (индивид исходная точка, он своим поведением формирует структуры)
2. Структуралистический: ключ в среде, в структуре, которая навязывает свою логику (Маркс)
Дискурс – социальное взаимодействие по поводу определения реальности (то есть обсуждение по поводу того, что представляет из себя реальность, тот или иной предмет)
Например: на стене висит картина. Одни говорит, что это декоративное искусство, второй говорит, что исключительно функциональная вещь – пятно на обоях прикрывает, а третий говорит, что это вообще ворота в другой мир – дискурс. То есть высказывание разных взглядов по поводу мира, который нас окружает
2 уровня дискурса:
вербальный (я говорю, что это произведение искусства)
поведенческий (я отношусь к этому, как к произведению искусства)
пищевой дискурс – съедобно/несъедобно
медицинский – вредно/невредно
Социокультурное поле – это ситуация взаимодействия, порождающая новое надиндивидуальное качество, то есть объясняя поведение людей мы ссылаемся на культуру, нормы общества, правила группы – на величины надиндивидуальные, рожденные самой средой ](культура порождается определенным обществом, не может существовать культуры просто так. Поле носит надиндивидуальный характер.
Теорема Томаса:
Если люди определяют ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям.
Например: по радио передали, что будет дождь – люди взяли зонты. Будет дождь, не будет или будет снегопад – неизвестно, но зонты уже все взяли. Ситуация нереальна – последствия – реальны. Кроме того, сама информация «передали, что будет дождь» - возникла в рамках социокультурного поля. Мы не можем определить точно причину и следствие – нету одной причины, одного источника инфо. Чтобы мы это услышали надо было – чтобы мы были дома, чтобы работал телевизор, чтобы была связь, чтобы комментатор узнал этот прогноз, чтобы его сообщили вовремя, чтобы его передали с метиослужбы на тв и так далее. То есть нет оной причины, по которой люди взяли зонты. Это совокупность причин, рожденным социокультурным полем.
Уровни полей:
- контактное (порождается непосредственно взаимодействием)
- поле макро уровня (взаимодействуют соц. Институты)
Типы полей:
1. поле – группа
- параллельные практики (фермеры одной страны – они работают каждый сам по себе, не пересекаются и не взаимодействуют, но можно говорить об некой фермерской культуре)
- конкурентные практики (бизнес)
- коллективные практики (семья – общие усилия)
2.поле организации (формально сконструированное поле) – фирма
Структура поля:
1)ресурсы (дискурсивный характер – для одного ресурс, для другого нет)
2)культурная программа – ядро дискурса, описывает смысл дискурса
3)социокомммуникативная система (язык в контексте культуры)
Структура культурной программы
1)Объяснительный компонент - почему это происходит
2) ценностный – ради чего
3)нормативный – как это надо делать
Границы поля – это участки пониженного социального взаимодействия
Уровни полей:
глобальное
Национальное
Региональное
Городское
Этнической группы
Профессиональной группы
Поколения
Соц. – возрастной группы
Семья
тусовка
примечания:
1)чем дальше в лес, тем меньше я сама понимаю)))) но если что спрашивай, может отвечу))
2)жирное - мое)