Можно остановить разгоряченную лошадь, но невозможно
остановить бегущего джоггера. Пена на губах, сосредоточенность на
внутреннем счете, на том мгновении, когда наступит вторичное
состояние, главное - не останавливайте его вопросом о времени, он
вас просто сожрет. Он не взнуздан, но, вполне вероятно, держит в
руках гантели или подвешивает дополнительный груз к поясу (где то
время, когда девушки носили браслеты на лодыжках?). То, что
столпник III века искал в лишениях и гордой неподвижности, он
находит в изнурении мускулатуры. В умерщвлении плоти он собрат
тем, кто сознательно изнуряет себя в
[106]
тренажерных залах, в сложной механике хромированных блоков и
ужасающих медицинских протезов. Существует прямая связь
средневековых орудий пыток с механизированной работой на конвейере
и с практикой совершенствования тела механическими протезами. Как
диететика, бодибилдинг и все в этом роде, джоггинг представляет
собой новую форму добровольного рабства (а также новую форму
адюльтера).
Воистину, джоггеры - это святые конца света и протагонисты
медленно наступающего Апокалипсиса. Ничто так не похоже на конец
света, как одинокий человек, который бежит по пляжу, завороженный
звучанием своего плеера, погруженный в уединенное жертвоприношение
своей энергии, безразличный к любой катастрофе, поскольку не
ожидает ничего, кроме саморазрушения, истощения энергии
бесполезного тела, которое произойдет на его собственных глазах.
Первобытные неудачники кончали с собой, уплывая в открытый океан,
пока не иссякали их силы, джоггер сводит счеты с жизнью, гоняясь
взад и вперед по побережью. У него блуждающий взгляд, изо рта
текут слюни: не останавливайте его, он вас просто оттолкнет или
будет приплясывать перед вами как бесноватый.
Только одна тоска сравнима с тоской джоггера, это тоска
человека, который, стоя, в одиночестве ест посреди города. В Нью-
Йорке часто можно видеть эти жалкие отбросы человечьего общежитья:
они больше не прячутся и поглощают объедки прямо на людях. Но все-
таки это городские, индустриальные нищие. Множество людей бегают
одни, каждый сам для себя, не обращая внимания на других, со
стереофонической аурой над головой, которая просачивается в их
взгляд и это - вселенная Blade Runner,(1) это вселенная после
----------------------------------------
(1) "Бегущий по лезвию бритвы". Фильм с Харрисоном Фордом.
[107]
катастрофы.