Моему родному городу (Луис Карлос Лопес)
Ты был для предков — золотая манна
и все забыл, мой город грязно-белый.
Где времена креста, меча, обмана?
Когда погас светильник закоптелый?
Эпоха авантюрного романа
окончилась. На рейде каравеллы
не выплывут из зыбкого тумана,
и не в горшки льют масло маслоделы.
Во времена колониальной были
твои сыны едва ли походили
на воробьев, трещащих без запинки.
Сегодня в затхлости нечистоплотной
внушаешь ту же нежность безотчетно,
как стоптанные, старые ботинки.
imwerden.de/pdf/lopez_stihotvoreniya_poesia_col...Луис Карлос Лопес - колумбийский поэт и большой выдумщик
читать дальше Он так часто придумывал себе различные кусочки биографии, что исследователи до сих пор так и не смогли понять, что было на самом деле, а что - плод его фантазии. Даже точная дата его рождения - не известна: либо июнь 1881, июнь 1885. Родился он в колумбийском городе Картахена, названном так испанскими конкистадорами и основанном в середине 16 века. Пока он был колониальным городом, все было хорошо и даже очень хорошо, а потом образовалось новое государство - Колумбия, и ее столицей стал город Богота. А Картахена тихо ушла со сцены в тень. Однако память о колониальном величии этого города осталась. И именно об этом - многие стихи Луиса Карлоса Лопеса.
Он прожил достаточно большую жизнь (умер в 1950), но опубликовал всего лишь три тоненькие тетрадки стихов. О других его работах ничего не известно. Хотя сам он постоянно говорил о написанной им прозе, а друзьям сообщал о большом романе. Однако библиографы не нашли никаких подтверждений того, что он действительно писал что-то, кроме стихов. Известно много каких-то странных, нелепых и смешных историй с его участием. Правда - вымысел - сейчас это уже никто не определит. Так, говорят, что его сонет получил первое место на конкурсе, где сам поэт...был членом жюри!
Он много читал, учился на врача и даже стал профессором. В его стихах много смешного - из-за этого долго время к его творчеству не относились серьезно. В его стихах много самого обычного и банального - из-за этого, наверное, они не всегда производят впечатления на читателя. В первых - очень много сатиры и скрытого смысла, скрытой насмешки. Вторые - очень простые, но удивительно теплые, домашние, грустные. Стихи для себя. Не в смысле - только для себя, но стихи без претензии, так, наверное. Просто маленькие яркие картинки того мира, что его окружал.
У него есть цикл стихов "улицы моего города". Я не знаю, описывает ли он действительно существующие улицы Картахены. Но удивительные слова находит он для них. Слова, которые, наверное, может найти только тот человек, который описывает СВОЙ город. Понятный, близкий, знакомый. Это всегда грустные стихи, Стихи об улицах, на которых раньше бурлила жизнь, а теперь она обходит их стороной.
Улица Цветов
На улице, унылой, как поминки,
где по названью к чуду ты готов,
нет ни цветка и даже нет травинки,
она ж зовется «улицей Цветов»!
Пустырь, задворки… Ни одной тропинки
для тайных нежных встреч среди кустов.
Нет на лице предместья ни кровинки
в эпоху мудрых «городских отцов».
Увял букет, в куски разбита ваза,
и куры с мусорной слетают кочки,
спасаясь от ободранных котов;
а гниль страшна для носа и для глаза,
как содержимое известной бочки…
И это все — на «улице Цветов»!
Улица Вице-короля
На солнце спит, желаний не имея,
а как была резва, высокочтима
в век круглых шляп, дуэньи и лакея,
мантилий, шпаг и уличного мима!
Последнее убежище Морфея,
где только моль одна неутомима, —
ее не расколдует даже фея,
а жизнь на цыпочках проходит мимо.
Лишь пóд вечер десяток привидений
крадется в церковь для полночных бдений,
как воры нá поле, где пала рать,
чтоб после проповеди в подворотне,
не торопясь, повзводно и поротно,
по косточкам соседей перебрать.
Посмотрите, какие определения в последнем стихотворении - если не знаешь, что это про улицу - никогда не догадаешься
И еще мне очень нравится, как создает образ того или иного времени за счет предметов быта.
"век круглых шляп, дуэньи и лакея,
мантилий, шпаг и уличного мима"
или
"Узка и преднамеренно горбата,
взята из авантюрного романа, —
последний след любовника, пирата,
плаща и шпаги, маски и кафтана.
Типична так, что, кажется, когда-то
ее построили для Дон Жуана…
Но где былой фонарь, подслеповато
чадивший и трещавший у фонтана?"
Два четверостишия - практически все - это описание, создание атмосферы. И статична - никакого движения в глаголах. Люблю такие описания
Прямо - "насыщенные описания", говоря антропологичнО))
А вот еще одно стихотворное чудо!
Стихи для тебя
Люблю тебя очень. Был вечер, луна, перекресток.
Увидев тебя, задрожал я, от страсти горя,
как перед пирожными с кремом сластена-подросток;
стоял я у старого уличного фонаря.
Я помню все мелочи этой минуты, любую
ничтожную мелочь: смешным шимпанзе неспроста
кривлялась тень нищего, падая на мостовую;
дверь скрипнула, мальчик ударил ногою кота.
И вот ты прошла… И, пройдя, мне не кинула взгляда,
а взгляд твой параден и светел, подобно заре.
И так загрустил я, как будто в преддверии ада,
и мне захотелось повеситься на фонаре.
Любовь, сарказм, потрясающие сравнения и образы. И ведь самое главное - все равно стихотворение о любви. И все эти "мелочи" и шпильки, которые добавляет Лопес - они чудесны и ничего не портят.
Ну, и напоследок)
Ничего не теряю,
а выигрыш - куцый,
оттого что все понимаю.
Так не лучше ль рехнуться?