мы же с вами - офигеть, кто! Антропологи!
Что важно в стихотворении:

1)Ритм

По-моему, ритм даже важнее рифмы. Да, я знаю, что есть люди, которые пишут определенный набор слов без ритма и называют это стихом...НЕ знаю. Ни в кой мере не претендую на истину, просто стихотворение без ритма – мертво. Ритм – это волны, на которых ты качаешься, следя за развитием сюжета. От слова к слову, от строки к строке. Ритм - это существенная часть понимания смысла стихотворения. Быстро, медленно, нараспев, с переходом на следующую строку...Ритм - это чудо:)Лично меня он может затягивать даже больше смысла. Иногда ловлю себя на мысли, что прочитала стихотворение и не поняла вообще о чем оно, но понравилось:)) Ритм меня просто завораживает!

2)Смысл

Тут сложнее. Ритм - он либо есть, либо его нет. А вот определиться со смыслом бывает очень сложно:) Особенно, когда он есть))) Ну, то есть иногда просто очень сложно понять, что хотел сказать автор.

Без смысла стихотворение существовать не может. Рифмованные строки без смысла - это графомания. Сразу скажу, что, наверное, этого избежать очень сложно. Если брать, например, меня, то иногда что-то такое находить, что невозможно не писать. Называйте это как хотите - музой, вдохновением, сумасшествием...не важно. просто я сажусь и начинаю придумывать рифмы. Они могут касаться стола, стула, чайной ложки, собаки...Хм, вот недавно меня пробрало на опус о конях на Аничковом мосте:))) Я исписала 4 страницы блокнота в обращении к этому коню))) Потом посидела 5 минут и приписала снизу -"БРЕД");))))))

В общем в таком писании без смысла нет ничего особо ужасного. Самое главное не показывать такие ваши труду никому. А то потом стыдно будет и неприятно) Они только для себя. Проба пера, поиски рифм, какие-то другие находки. В общем - черновики.

Что я подразумеваю по словом смысл? Это мысль или настроение. Мысль - то, что я знаю или думаю по какому-либо поводу и хочу поделиться этим знанием с другими. То есть в большинстве своих стихотворений я могу сказать, что я хотела сказать (сорри за тавтологию:). С настроением немного сложнее лично для меня. Мне с мыслью работать легче, но иногда и от настроения что-то получается.

Таким образом, любое стихотворение должно нести в себе либо мысль, либо настроение. И желательно не распыляться - не пытаться уложить в 16 строчек всю гамму чувств или 16 различных мыслей о политике, собаке и велосипеде:)

3)Эмпиричность стихотворения

Это опять же очень глубокое имхо. Я не могу писать о том, чего не пережила или не передумала. Или не так даже. Могу, но результат мне не нравиться, эти стихотворения - не живые, несмотря на интересные рифмы и образы, все равно создается ощущение штампа. Стихотворение получается вторичным - копией чьих-то переживаний. Поэтому я предпочитаю писать только о том, о чем я думаю или что меня тревожит. Потому что это мое. Я это понимаю, разбираю достаточно глубоко и могу объяснять другим различными способами. Если ты не любил - писать о любви можно только по чужим рассказам, да мексиканским сериалам, разве нет? Я знаю пишущих людей, которые придерживаются другого мнения, но ...:) мое таково)

4)Рифма

Наконец-то добралась до нее))) Интересно кто-нибудь дочитал до этого место или все уже убежали? Если дочитали - сообщите, мне будет приятно, что моя графомания не пропала даром:))))))))))))

Итак, рифма. Я не являюсь большой поклонницей белых стихов, хотя честно замечу, что отсутствие рифмы совсем не портит стих. Но коли уж я пишу с рифмой, то и говорить буду о ее присутствие.

Глагольная рифма всегда считается нехорошим способом выхода из положение. Типа, кто не умеет писать использует глагольную рифму. В принципе можно поспорить, но не буду. Стереотипы слишком сильны, чтобы с ними бороться, поэтому соглашусь - глагольная рифма - это не интересно. Если я вдруг вижу у себя такое - сразу списываю это на лень. Значит не потрудилась придумать лучше.

Далее, что лично я считаю очень важным. Каждое слово вызывает у человека определенные ассоциации, чувство, создает настроение. Конечно, это все индивидуально. Но при этом, по моему мнению, существует большое количество слов, вызывающих, ну что ли похожие чувства у многих. Таким образом, формируются некоторые слова, которые вызываю чувство - штамп. Именно поэтому очень важно искать свои рифмы и образы! Не надо рифмовать "слезы" и "морозы", "печаль" и "даль", "ночь" и "прочь", "он" и "перрон" и т.д. Все это приводит к тому, что у человека создается при прочтении стиха уже заданные стереотипами образы-чувства-настроения. Надо пробовать искать что-то свое. Это не значит выдумывать новые слова. Просто найти новые образы, которые могут передать все то же банальное чувство печали))) или радости!

Как это делать? У меня получается двумя путями. Один – простой перебор всех слов в алфавитном порядке, рифмующимся с первым. Во время такого механического подбора важно не забыть про смысл, то есть выбранное слово должно подходить по смыслу стихотворению. Хотя всегда можно дать строку на откуп – то есть написать о чем-то не имеющем прямого отношения к теме, но поддерживающее настроение стихотворения.

Я так часто делаю:))) Например:



Кто-то зарешетил небо

И забил окно фанерой.

Во дворе лепили бабу –

Нос морковкой, звать Валерой.



Небо синее сквозь прутья,

А окно забили плохо:

Если сесть на подоконник,

В щели видно снега крохи.



Эти два четверостишия вообще кажутся абсурдом без продолжения, но сейчас это не очень важно:). Просто 3, 4 строка и 7,8 – не несут никакой смысловой нагрузки. Они просто – настроение и рифма. Не более))

Другой способ поиска рифм не так банален и автоматичен. Это вдохновение:) Честно. Иногда стихотворение ведь пишется само. Можно сразу придумать четверостишие, а потом и не поймешь, откуда взялась это строка и к чему она в результате приведет. Этот способ непредсказуемый и неожидаемый, зато веселый и творческий))))

А еще я подумала, что в отношении рифмы, я человек консервативный – люблю перекрестную и свято ей следую…Надо будет потом поэкспериментировать.)))))))

5) Название

Знаете, вещь тоже не банальная. Конечно, название важно только если вы кому-то показывается ваше детище, но другие случаи я и не беру. Я вот, когда выбираю из списка стихов, что бы мне такого почитать, всегда ориентируюсь на интересные названия. Очень важно уметь в одном-двух словах сказать что-то, что бы привлекло. Я вот, к сожалению, не умею:((

6) и последнее) Что важно, что неважно.

Я писала выше, что некоторые строки можно отдать под откуп на растерзание рифме. Но если так делать, то не с любой строкой. В принципе я придерживаюсь мнения, что можно поскупиться общим смыслом либо в 3, либо в 4 строке (либо и там, и там:)))) Но не более 2 бессмысленных строк на одно четверостишие. Правда это мое правило не распространяется на последнюю строку последнего четверостишия. Она должна быть великолепной и очень даже смысловой:))))

Итак, по-моему, особо важными являются первая, вторая и последняя строка. Это не значит, что во всех остальных можно писать о чем угодно, просто первые две строки должные заинтересовать и увлечь, а последняя должна не подкачать. На первой строке лежат 2 функции – эстетическую и смысловую, то есть первая строка должна быть красивой с точки зрения образов и слов и передавать то, о чем я, собственно говоря, собираюсь далее говорить. Вторая строка выполняет у меня чисто эстетическую функцию – она должна быть красивой и создавать фон, на котором мысль развивается дальше. Ну, а последняя строка – это точка, или восклицательный знак, или вопрос, или многоточие. Но что-то должно быть обязательно. Меня очень расстраивает, когда финал оказывается уровнем ниже всего стихотворения. Обидно.

Вот это то, чем стараюсь руководствоваться я при написании стихотворения.

Все. Связь закончил:)))

Ps не ругайте за ошибки, все, что увидела, исправила)


Комментарии
11.03.2006 в 02:09

Мнение — это вроде задницы, есть у всякого. © Саймон Грин
Пост о стихах!!! тащу пост, читаю, завтра отвечаю, ибо инет дорогущий сволочь ((((
12.03.2006 в 20:09

мы же с вами - офигеть, кто! Антропологи!
жду с нетерпением:)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии