мы же с вами - офигеть, кто! Антропологи!
Кризисный эксперимент - вещь веселая, но стремная
сейчас расскажу!
Итак, были такие люди, точнее социологи - этнометодологи.(http://ecsocman.edu.ru/db/msg/55265)читать дальшеИх отличие от других социологов заключалось в том, что предметом своих исследований они делали повседневное взаимодействие людей.
Они хотели обратить внимание на те постоянные и обыденные взаимодействия, на которых людям сложно сконцентрироваться именно из-за их обыденности. Ведь правда, самоанализ - это всегда сложно, и мы делаем столько, как нам кажется обычных дел за день, что, если нас попросять описать их, мы, скорее, попытаемся выделить что-то необычное, чем описывать обыденное. Легче описать,как тебе не хватило свежей газетки в киоске, чем описать каждодневную процедуру покупки этой же газетки - что вы делаете, куда подходит, что говорить, что вам отвечают и так далее.
Основателем этнометодологии считают Гарфинкеля. Именно он и предложил метод кризисного эксперимента. Идея опять же заключается в том, что в большом количестве жизненных ситуация мы действуем по определенном, отработанной годами схеме. То есть мы испарвно играем роли и ожидаем в ответ, что и наш собеседник будет играть свою роль. Гарфинкель задается вопросом, а что будет, если нарушить эти роли, сорвать коммуникацию? Итак суть эксперимента заключается в том, что в определенной ситуации, роли в которой давно известны всем играющим, нужно резко изенить свою роль и посмотреть, что получиться. Сам гарфинкель провел ряд экспериментов, и разделил все их на определенные типы кризисных эспериментов. Ниже я привду те основные эспериенты, которые он проводил:
1)Первый эксперимент не касался социальной сферы, а был специально создан дабы продемонстрировать скть кризисного эксперименте (к.э.).Он называется крестики-нолики. Итак, рисуется обычное поле для игры в эту всем известную игру. Из двух участников один- экспериментатор. Другой участник начинает игру и ставить свой значок на какую-либо клетку. После этого экспериментатор берет и ставит свой значок не в клетку а на пересечение линий.ВСЕ!кризис взаимодействия.нет, на действительно, правила этой игры извсетны всем или так, по крайне мере предполагается,поэтому такое поведение играюшего являеься большой неожиданностью для "нормального" участника. Сам Гарфинкель писал, что все возможные реакции на кризис можно свести к 3: шутливая (эй, ты не туда попал, давай переставляй правильно, надо меньше пить и т.д),возмущенная (ты на до мной издеваешься, да?),реакция-принятие (а, так, мы играем по новым правилам...!) Автор отмечает, что в любом случае человек пытается произвести "ремонт" ситуации - то есть вернуть ее в стандартные рамки.
2)к.э. в семье. Исследователям предлагалось прийти в свою семью и вести себя со своими родными так, как будто это чужие люди:сторить полные предложения, обращаться на "вы", по имени-отчеству и так далее. Опять же реакция родителей, когда студенты Гарфинкеля все это пробовали на своих семья, была достаточно веселая. Так, родители предполагали, что их ребенок заболел,поссорился с девушкой, вылетил с работы.Пстепенно все это переходило в агресси и нескольких человек даже чуть не выгнали из дома. После объяснения того, что это был эксперимент почти все успокоились
Правда, вроде, в одной ctmt отношения так и остались натянутыми на некоторое вермя!
3)разговорные штампы. Это тоже веселенький эксперимент. Так, Гарфинкель исходит из того, что у нас есть очень много разговорных шатмпов:то есть, сказав,"А" мы знаем, что услышам"В".
Он проводит экспериент на фразе "как дела?". Действительно банальная фраза, которую мы сами используем много раз за день, при этом получая вполне предсказуемые ответы - нормуль, хорошо, плохо и немного подробностей. И чем ближе нам человек - тем больше побробностей, чем меньше мы его знаем -тем меньше. И вот Гарфинкель предлагал свои студентам, когда имзададут этот вопрос, отвечать в таком духе: а какие дела тебя интересуют? как моя работа? или как моя семья? или мои личные дела? или как мое хобби? То есть создать кризис коммуникации, когда человек, готовишийся услышать - номуль - оказывается в ворохе информации ему абсолютно ненужной
4)магазин
В данном случае иссследователи должны были выбрать в магазине покупателя и обращаться с ним как с продавцом, то есть изобразить,что они приняли его за продавца. И не давать ему оправдаться или объясниться. Это приводит к тому, что несчастная жертва начинает думать:а что я сделал такого, что меня приняли за продавца, что я неправильно "сыграл"?
Из всехэтих эспериментов видно, что провести их не так просто. Поэтому Гарфинкельвыделил несколько правил, необходимых для ситуации к.э.:
1)Сбой должен быть спланирован - то есть мы должнв до мелочей и до реплик продумать всю ситуацию
2)Предоставлять испытуемому как можно меньше времени на обдумывания ситуации
3)Недать возможности сбежать (правильный выбор места)
4)Свести к минимуму возможность испытуемого общаться с другии людьми
В общем опять же повторяю -вещь стремная
)) А мне в ходе спецкурса надо провести такой эсперимент. Вот сижу думаю. один вариант придумала...но ама отговаривает, говорит - в милицию заберут

Итак, были такие люди, точнее социологи - этнометодологи.(http://ecsocman.edu.ru/db/msg/55265)читать дальшеИх отличие от других социологов заключалось в том, что предметом своих исследований они делали повседневное взаимодействие людей.
Они хотели обратить внимание на те постоянные и обыденные взаимодействия, на которых людям сложно сконцентрироваться именно из-за их обыденности. Ведь правда, самоанализ - это всегда сложно, и мы делаем столько, как нам кажется обычных дел за день, что, если нас попросять описать их, мы, скорее, попытаемся выделить что-то необычное, чем описывать обыденное. Легче описать,как тебе не хватило свежей газетки в киоске, чем описать каждодневную процедуру покупки этой же газетки - что вы делаете, куда подходит, что говорить, что вам отвечают и так далее.
Основателем этнометодологии считают Гарфинкеля. Именно он и предложил метод кризисного эксперимента. Идея опять же заключается в том, что в большом количестве жизненных ситуация мы действуем по определенном, отработанной годами схеме. То есть мы испарвно играем роли и ожидаем в ответ, что и наш собеседник будет играть свою роль. Гарфинкель задается вопросом, а что будет, если нарушить эти роли, сорвать коммуникацию? Итак суть эксперимента заключается в том, что в определенной ситуации, роли в которой давно известны всем играющим, нужно резко изенить свою роль и посмотреть, что получиться. Сам гарфинкель провел ряд экспериментов, и разделил все их на определенные типы кризисных эспериментов. Ниже я привду те основные эспериенты, которые он проводил:
1)Первый эксперимент не касался социальной сферы, а был специально создан дабы продемонстрировать скть кризисного эксперименте (к.э.).Он называется крестики-нолики. Итак, рисуется обычное поле для игры в эту всем известную игру. Из двух участников один- экспериментатор. Другой участник начинает игру и ставить свой значок на какую-либо клетку. После этого экспериментатор берет и ставит свой значок не в клетку а на пересечение линий.ВСЕ!кризис взаимодействия.нет, на действительно, правила этой игры извсетны всем или так, по крайне мере предполагается,поэтому такое поведение играюшего являеься большой неожиданностью для "нормального" участника. Сам Гарфинкель писал, что все возможные реакции на кризис можно свести к 3: шутливая (эй, ты не туда попал, давай переставляй правильно, надо меньше пить и т.д),возмущенная (ты на до мной издеваешься, да?),реакция-принятие (а, так, мы играем по новым правилам...!) Автор отмечает, что в любом случае человек пытается произвести "ремонт" ситуации - то есть вернуть ее в стандартные рамки.
2)к.э. в семье. Исследователям предлагалось прийти в свою семью и вести себя со своими родными так, как будто это чужие люди:сторить полные предложения, обращаться на "вы", по имени-отчеству и так далее. Опять же реакция родителей, когда студенты Гарфинкеля все это пробовали на своих семья, была достаточно веселая. Так, родители предполагали, что их ребенок заболел,поссорился с девушкой, вылетил с работы.Пстепенно все это переходило в агресси и нескольких человек даже чуть не выгнали из дома. После объяснения того, что это был эксперимент почти все успокоились

3)разговорные штампы. Это тоже веселенький эксперимент. Так, Гарфинкель исходит из того, что у нас есть очень много разговорных шатмпов:то есть, сказав,"А" мы знаем, что услышам"В".
Он проводит экспериент на фразе "как дела?". Действительно банальная фраза, которую мы сами используем много раз за день, при этом получая вполне предсказуемые ответы - нормуль, хорошо, плохо и немного подробностей. И чем ближе нам человек - тем больше побробностей, чем меньше мы его знаем -тем меньше. И вот Гарфинкель предлагал свои студентам, когда имзададут этот вопрос, отвечать в таком духе: а какие дела тебя интересуют? как моя работа? или как моя семья? или мои личные дела? или как мое хобби? То есть создать кризис коммуникации, когда человек, готовишийся услышать - номуль - оказывается в ворохе информации ему абсолютно ненужной

4)магазин
В данном случае иссследователи должны были выбрать в магазине покупателя и обращаться с ним как с продавцом, то есть изобразить,что они приняли его за продавца. И не давать ему оправдаться или объясниться. Это приводит к тому, что несчастная жертва начинает думать:а что я сделал такого, что меня приняли за продавца, что я неправильно "сыграл"?
Из всехэтих эспериментов видно, что провести их не так просто. Поэтому Гарфинкельвыделил несколько правил, необходимых для ситуации к.э.:
1)Сбой должен быть спланирован - то есть мы должнв до мелочей и до реплик продумать всю ситуацию
2)Предоставлять испытуемому как можно меньше времени на обдумывания ситуации
3)Недать возможности сбежать (правильный выбор места)
4)Свести к минимуму возможность испытуемого общаться с другии людьми
В общем опять же повторяю -вещь стремная


Меня один раз приняли за кондуктора в троллейбусе, так я, как и сказано в статье, долго гадал - с чего бы это вдруг?)) Сразу возникло (подсознательное) желание исправить ситуацию и слиться с другими пассажирами))
Ну да, вписываюсь в среднестатистические нормы поведения